Интеллектуальный капитал его формы и развитие реферат курсовая работа

Вложения в знания, создание сетей знаний являются ключевыми факторами развития нововведений, а их распространение — источником роста производительности труда и конкурентоспособности организации. Повышение уровня образования увеличивает отдачу от человеческого капитала. В процессе постоянного обучения работника и накопления им производственного опыта происходят накопление человеческого капитала и его качественное развитие. Рассмотрение места н роли интеллектуального капитала организации в системе конкурентных преимуществ позволило выявить его основополагающее значение. Диссертант понимает под конкурентными преимуществами активы и другие достоинства организации, дающие ей преимущество над конкурентами, и измеряемые экономическими показателями. Приобретение и удержание организацией конкурентных преимуществ в отношении конкурирующих с ней других организаций обеспечивается за счет разработки и реализации оригинальной конкурентной стратегии. Конкуренция — это процесс управления субъектом своими конкурентными преимуществами для одержания победы или достижения других целей в борьбе с конкурентами за удовлетворение объективных или субъективных потребностей в рамках законодательства либо в естественных условиях. Соответственно, конкурс.:;ос(,..сорность — это способность выдерживать конкуренцию по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке. В диссертации анализируется взаимосвязь интеллектуального капитала организации с другими факторами ее конкурентоспособности. Рассмотрение интеллектуального капитала в системе конкурентных преимуществ показало, что интеллектуальный капитал является уникальным конкурентным преимуществом организации, так как эффективное его использование усиливает остальные конкурентные преимущества и способствует формированию новых. Значимость развития интеллектуального капитала эмпирически подтверждена в диссертационной работе путем проведения исследования состояния интеллектуального капитала организаций Республики Дагестан, на основании которого сделаны следующие выводы.

Рано или поздно она приведет к технико-экономической “вестернизации” всего мирового сообщества. Это, по всей вероятности, и будет основным стержнем мировой экономической истории в XXI веке. Гораздо менее прогнозируема “вестернизация” национальных культур, но это особая тема, выходящая за рамки данной статьи. Наряду с явными благами процесс глобализации таит в себе и весьма серьезные опасности и подвохи. Поэтому вполне закономерно, что подобная недооценка глобализации занимает периферийное место в публикациях, претендующих на научное осмысление этого явления. Т.Левитт, как видно из названия его книги, понимал глобализацию как чисто рыночный феномен. Одни экономисты под глобализацией понимают увеличение масштабов мировой торговли и других процессов международного обмена в условиях всё более открытой, интегрированной, не признающей границ мировой экономики. Причём имеются в виду не только внешняя торговля, но и валютные потоки, движение капитала, обмен технологиями, информацией и идеями, перемещение людей. Третьи определяют глобализацию как процесс, связанный с возрастающей открытостью экономик, ростом их взаимозависимости и углублением интеграции в мировую экономику. Наряду с определениями глобализации экономики, правильно фиксирующими тот или иной «набор» ее внешних признаков, в российской литературе встречаются и довольно своеобразные дефиниции, в лучшем случае лишь отчасти имеющие отношение к глобализации и в целом не раскрывающие ее сущность.

Процесс управления знаниями означает специфическую деятельность по выявлению, отбору, синтезу, хранению и распространению реальных знаний в организации. Принципиальное значение имеет создание интерактивного обучающего окружения, которое позволяет людям постоянно обмениваться информацией и использовать все возможности для усвоения новых знаний. Приобретение, усвоение и передача знаний — вот три главных передела на пути управленческих действий и решений. Основными ресурсами развития во все большей мере становятся люди и знания, которыми они обладают, нематериальные активы и растущая профессиональная компетенция кадров. Нематериальные активы организации часто полностью отождествляются с интеллектуальным капиталом. Т. Стюарт выделяет три составляющие интеллектуального капитала: человеческий, организационный и потребительский. Человеческий капитал — это знания, навыки, творческие и мыслительные способности людей, их моральные ценности, культура труда.

Так, использование компьютеров на автозаводах конкурирующих фирм для управления процессом сборки не означает никакой интеграции между ними. Наоборот, их использование происходит изолированно, при этом тщательно оберегаются секреты производства. Если бы этот общественный строй оставался таковым, — а по Л.Слуцкому получается, что только в нынешнем веке на смену классическому капитализму идет нечто иное, — то он давно бы рухнул. Однако после этой стадии капитализм прошел несколько стадий развития, претерпев глубокую качественную трансформацию. Рассмотрению этих черт необходимо предпослать два методологически важных соображения.