Наконец, на рис. 5 приведена еще одна карта для главы 3 учебника для 10-го класса. Тем не менее, если не увлекаться чрезмерно популистскими идеями о «суперметоде», то вполне удается построить карты для каждой главы учебника. Подчеркнем еще раз, что при рисовании карт надо не столько руководствоваться личными ассоциациями, сколько логикой и научным анализом. Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании». Вып. 9. — Пермь: ПГПУ, 2013, С.28-45. 2. Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Екатеринбург: УрТИСИ ГОУ ВПО «СибГУТИ», 2011. 110 с. 6. Еремин Е.А. Технология Topic Map — новое компьютерное средство представления структуры знаний. — В сб.
Более того, как ни удивительно, практически нет экспериментальных публикаций, исследующих достоинства и недостатки применения интеллект-карт4. Обычно все (в том числе и сам Т. Бьюзен на своем сайте) ссылаются на одну и ту же статью [17]. В ней описан следующий эксперимент. Студентам-медикам второго и третьего года обучения университета Лондона предлагалось запомнить текст из 600 слов. Одна группа случайно выбранных студентов пользовалась для запоминания интеллект-картами, а другая (тоже подобранная случайным образом, — контрольная группа) метод для запоминания выбирала самостоятельно. Таким образом, эффект был, но едва ли его можно назвать революционным. И еще об одном опасении, связанном с призывом полностью заменить текстовые конспекты интеллект-картами. Если перейти от текста к рисункам, включающим отдельные ключевые слова, то не приведет ли это у современных учеников к еще большей потере способностей к написанию и пониманию текста?
Вып. 5. — Пермь: ПГПУ, 2009. С.6—14 7. Еремин Е.А. Представление учебного материала с помощью редактора концепт-карт CmapTools. // Вестник Пермского государственного педагогического университета. Серия «Информационные компьютерные технологии в образовании». Вып. 6. — Пермь: ПГПУ, 2010. С.98—109 8. Информатика. Углублённый уровень : учебник для 11 класса : в 2 ч. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2013. 14. Семакин И.Г. Пермской версии школьной информатики 20 лет: с чего начинали и до чего дошли. // Информатика. 2013. № 10, С.28-42. 15. Семакин И.Г., Вараксин Г.С. Информатика. Структурированный конспект базового курса. М: Лаборатория базовых знаний, 2001. 168 с. 16. Buzan T. Use Your Head. London: BBC Books, 1974. 157 p. 17. Farrand P., Hussain F., Hennessy E. The efficacy of the ‘mind map’ study technique. Medical Education, 2002, Vol. 36(5). P.426-431. 18. Fisher K.M. Overviee of Knowledge Mapping. In: Mapping Biology Knowledge // Science and Technology Education Library. 2002. Vol.11. P.5-23. 19. iMindMap Mind Mapping Software.
Поэтому стоит сначала построить полный общий каркас карты и только потом переходить к его оформлению. По этой же самой причине все «плавающие» разделы тоже рекомендуется ставить только после полного завершения каркаса. Обратим внимание читателя на некоторые более мелкие особенности карты рис. 3. Сопоставляя рис. 3 с рис. 2 можно заметить, что для более компактного расположения данных используются различные способы размещения терминов. Кроме того, это еще базовое понятие материальный носитель информации. Тем не менее использование «плавающего» раздела делает карту более выразительной и выделяет данное фундаментальное понятие среди других, что должно способствовать лучшему запоминанию этого важного термина. Наконец, почти ко всем понятиям карты добавляются комментарии, которые были подготовлены на этапе конспектирования. А теперь посмотрим на рис. 4, где приведена карта для главы 1 учебника для 11-го класса, которая является логическим продолжением предыдущей карты. Это видно, прежде всего, из ссылки на учебник 10-го класса, расположенной около центральной радианты глава 1. Заметим, что правая часть карты, где было изображено содержимое нового материала из §4 «Информация и управление», на рис. 4 не показана.