Контрольные работы по литературе 8 класс мцыри

Легко заметить, что в ряде материалов повторяются одни и те же вопросы и задания, что позволяет понять их важность в ходе анализа. Можно это увидеть и в статье З. Блиновой (Литература. — 1997. — № 11). После сообщения учителя «Лермонтов и Кавказ» в классе читаются 1—14-я главки (автор их называет строфами). Учащиеся определяют тему каждой из них, их композиционную роль. Предлагаются вопросы для беседы в классе: — Можно ли сказать, что события, происходившие в жизни героя, обычные, житейские события? Можно ли назвать героя обычным человеком? — Что является главной особенностью формы поэмы? — Какой художественный прием наиболее часто используется в поэме? — Определите художественные средства, применяемые автором в поэме. Автор статьи опровергает утверждение, что в поэме дана исповедь христианина, ибо исповедь предполагает покаяние, чего Мцыри не понимает. Автор статьи присоединяется к такому мнению, что в исповеди Мцыри «много лирики, много картин», но совсем почти нет духовной глубины. Или это оправдание непокорности? — В Библии более всего осуждается гордыня. Может быть, он тоже понес наказание? — Что же дала Мцыри желанная свобода? Учительница предлагает ученикам подготовиться к диспуту на тему «Это сладкое слово «свобода»…». Интересен вариант обобщающего занятия по этой теме, предлагаемый О. Петровой. Ученикам предстоит ответить на проблемные вопросы: — Что представляет собой предсмертная исповедь Мцыри: смирение? раскаяние? протест против неволи? — О чем рассказал Лермонтов в поэме?

Важной стороной урока может быть и напоминание о других баснописцах (Эзопе, Лафонтене, Тредиаковском, Сумарокове, Майкове, Хемницере, Дмитриеве). Об этом расскажет учитель или заранее подготовленные учащиеся. Если материала окажется много, то разговор этот можно продолжить на уроке развития речи или уроке внеклассного чтения. Разумеется, учитель расскажет немного больше о самом Крылове. Для этой цели можно воспользоваться книгой В. И. Коровина «Поэт и мудрец» о творчестве поэта — автора не только басен, но и пьес. Важно рассказать о том, какие басни им предстоит узнать в этом году, прочитать эти басни. Содержание думы перекликается как с преданиями о Ермаке, так и с историческими песнями, обращение к которым в начале урока обязательно. Первый раз чтение думы берет на себя учитель, затем отрабатывают чтение учащиеся, отвечают на вопросы, рассматривают иллюстрации, проводят словарную работу. Школьный энциклопедический словарь» (М., 1999). Поэтому есть необходимость познакомить учителя с работами, опубликованными в самые последние годы, а также вышедшими в малотиражных изданиях, педагогам практически недоступных. Урок за уроком» (М., 2000) предлагается система изучения «Капитанской дочки» из 12 уроков, характер которых можно представить по следующему оглавлению: 1-й урок. Историческая основа повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка». 2-й урок.

Мцыри не может жить спокойно, он грустит по родине. Это “чудный мир тревог и битв”, о котором герой мечтал с детства, в который вырвался “от келий душных и молитв”. Мцыри, попавший в монастырь не по своей воле, стремится туда, “где люди вольны, как орлы”. Утром он увидел то, к чему стремился: “пышные поля. Холмы, покрытые венцом дерев…”. Мцыри воспринимает природу одухотворенно. Для него деревья — это “братья в пляске круговой”, горные хребты — в “объятьях каменных”. Он видит в природе ту гармонию, единение, братство, что не дано ему было познать в человеческом обществе. Кругом меня цвел божий сад; Растений радужный наряд Хранил следы небесных слез, И кудри виноградных лоз Вились, красуясь меж дерев… Лермонтов наделяет героя поэмы собственной способностью тонко видеть, понимать, любить природу и в этом находить радость бытия. Мцыри отдыхает после мрака монастыря, наслаждается природой. В это утро он повстречал молодую девушку.